top of page
Галина Солонина

Две королевы: кровавый союз на иркутской сцене


Самое глупое дело на свете – описывать музыкальные произведения словами, не обладая специальными музыковедческими знаниями. Правда, и знания не всегда спасают, если речь идет о новой опере. Итак, в Иркутске 14-15 декабря – мировая премьера оперы «Две королевы».

Человеку, далекому от театральных подмостков (это я о себе), может показаться непонятным словосочетание «мировая премьера». Это как в кино – «Мировая премьера блокбастера от создателей «Матрицы»? Но с театрами так пока не бывает. Поясню, как поняла (возможно, ошибусь):

Мировая премьера оперы «Две королевы» - это наипервейший показ шедевра, претендующего на постановки и показы впоследствии в разных странах мира. Вы скажете, амбициозно? Ну, по нашим временам – в самый раз.

Опера создана по мотивам пьесы Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница», которая уже выходила на сцене, правда, не в музыкальном варианте. Музыка – Антона Светличного, либретто – Анны Фекеты.

Скажем прямо, для успеха постановки сделано многое. Во-первых, удачно выбрана эпоха: средневековье – это тема, что называется, на острие. «Игра престолов», «Властелин колец» и т.д. – слепки с европейского средневековья. Во-вторых, это, по сути, баттл, которые так популярны у современной молодежи: две королевы, Шотландская и Английская, демонстрируют разные стили правления, принципы жизни и прочая. Прямо Гнойный и Оксимирон в юбках. В-третьих, здесь есть и музыка, и танцы, и диалоги в прозе: несколько непривычный для оперы формат.

Но сначала немного о сюжете.

На самом деле, эпоха двух королев – неисчерпаемый кладезь сюжетов. Они кровные родственницы – у них общий прадед Генрих VII. И в результате их кровавого противостояния родилась Великобритания, создателем которой является наследник двух королев, сын Марии Стюарт Яков.

Действие I

Роскошный занавес кровавых цветов расходится, и на сцене предстает веселящаяся свита, которая танцует и поет под руководством своей королевы – Марии Стюарт. Придворные разыгрывают сценку ожидания в гости королевы английской Виктории Тюдор, родственницы. Она входит, неловко двигаясь, и начинает петь басом. Шутка, учиненная секретарем Марии Стюарт – Давидом Риччо. Так же радостно и задорно выносят приговор – казнить. Риччо скидывает рыжий парик, и эту «голову Елизаветы Английской» начинают перекидывать от одной фрейлины к другой.

Это – завязка. Мария выглядит злой, пошлой и очень недалекой.

Эту недалекость она проносит через все первое действие. Глупость, неосмотрительность, неумение себя сдерживать и осмысливать происходящее вокруг, истеричность вместо воли. Муж убил ее секретаря – участника пошлейших сцен, и она бросает мужа, уезжает вместе с сыном-младенцем из Франции в родную Шотландию, которую почти не помнит. Здесь сталкивается с жестким противостоянием католиков и протестантов. Совершает сомнительный популистский поступок – чтобы завоевать сердца своих подданных-протестантов, объявляет казнь своего единоверца-католика, отпрыска знатного рода, во время поножовщины убившего протестанта.

Уже нет веселья, а есть казни и тайные убийства, в том числе – мужа.

Мария выглядит безумной, несчастной, злой.

В Шотландии вспыхивает восстание и Мария Стюарт вынуждена бежать, просить убежище у своей родственницы Елизаветы.

В первом действии Елизавету не показывают, но она незримо присутствует. То в карикатурном виде – в исполнении Риччо, то просто в разговорах. Так что формируется устойчивое мнение: Мария Стюарт – моральный урод, Елизавета Тюдор – душка.

Действие II

Теперь уже мы в гостях у Елизаветы. Она квадратнее и мужеподобнее, чем в исполнении Риччо. Фаворитов называет не иначе как «мартышками», демонстрирует неслабые проявления психологического садизма и законченного эгоцентризма. На цепи водит то ли шута, одежку которому прикупили на распродаже в современном секс-шопе, то ли стилизованного пса. Задумка автора не очень ясна, да и не важно – «королева-девственница» в прочтении авторов оперы «Две королевы» выглядит законченной извращенкой.

На наших глазах она устраивает непотребные сцены публичного издевательства над письмом Марии Стюарт – своей названной «сестры», которая просит отпустить из английского заточения. Потом изводит своих фаворитов, казнит одного за другим. В итоге казнит и Марию Стюарт.

В промежутках между кровопролитиями страдает о своем безрадостном детстве, которое воплощается в образе рыжеволосой девочки: Елизавета и рада бы протянуть к ней руки, но боится, секундная слабость – и окружение тут же воспользуется случаем устроить дворцовый переворот.

Во втором действии Мария Стюарт практически не присутствует: ее образ появляется во время зачитывания писем, адресованных Елизавете, и на казни, отчего она выглядит безмолвным агнцем, которого ведут на заклание. Вот уж воистину – паузы ценнее слов.

Финал

В качестве бонуса за срубленную голову авторы оперы предложили Марии первенство в Царствии небесном. Вот сражение двух королев, одна победила на земле, другая – на небе, и еще не ясно, кто же из них в итоге – царица горы.

Одну из самых ярких исторических сцен – непосредственно казни Марии Стюарт – авторы изобразили схематично. Видимо, посчитали затертым сюжетом. Мы заполним этот проел. Как свидетельствуют исторические источники, голова отлетела не сразу. Первый удар топора пришелся на голову, второй – на шею, но не до конца ее рассек. Добивали третьим ударом. Когда голова покатилась, из-под юбки Марии выскочил пудель, подбежал к голове и начал скулить.

За сценой

Авторы оперы не подписывались выдать стопроцентную историческую достоверность. Но, в принципе, сюжет основывается частично на достоверных сведениях, частично – на слухах той эпохи.

Действительно, Мария Стюарт и Елизавета Тюдор жили в одно время. Мария Стюарт была замужем трижды, Елизавета – ни разу. Мария – католичка, поддерживаемая Папой Римским, Елизавета – протестантка, которая тащила свое вероисповедание на своих плечах. Это было родство со множеством отягчающих обстоятельств. Мария никогда не переставала претендовать на английский престол, ведь она была законной наследницей своих предков. У Елизаветы ситуация была сложнее: брак ее матери и отца был аннулирован, в связи с чем ее статус в престолонаследии стал непонятным и оспоримым. Ее, еще будучи ребенком, несколько раз собирались казнить по обвинениям в участии в заговорах против королевы Английской Марии – старшей сводной сестры. Но оставляли в живых, чтобы не проливать монаршей крови.

Общего у двух королев, помимо прадеда, было не так много. Разве что, они обе были блестяще образованы: до такой степени, что в мире до сих пор жив миф о том, что произведения Шекспира принадлежат перу Марии Стюарт, которая скучала в 19-летнем заточении. А Елизавета была признанной покровительницей искусств, и на ее правление приходится «золотой век Англии».

По сути, Елизавета устроила самый блестящий и жестокий политический размен в европейской истории: она казнила Марию Стюарт, но завещала свой трон ее сыну Якову. На тот момент он уже был королем Шотландии. Из кровавого союза родилась Великобритания.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Век Булата Окуджавы

Как вожделенно жаждет век Нащупать брешь у нас в цепочке. Возьмёмся за руки, друзья, Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть по...

bottom of page