top of page
  • Ирина Швед

Современная драматургия на иркутских подмостках

Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова привлекает новых режиссёров и дополняет репертуар спектаклями современной драматургии. На открытых читках новых пьес театр затронул наиболее острые проблемы современной жизни.

Автор фотографий Анастасия Токарская

 

В этом году Драмтеатр пригласил современных драматургов к участию в Творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST». Мероприятие проводится в рамках XIV Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова. Фестиваль стартует в Иркутске во второй половине сентября 2023 года, на нем будут показаны эскизы по выбранным пьесам.

Из отправленных на мероприятие, в период с 20 марта по 1 мая 2023 года 100 произведений, в формате открытой читки показали четыре:

«Лошадка» Ольги Богословской и Юлии Тупикиной;  «Мой дорогой лунатик» Андрея Логванова и Александры Фоминой; «Один год людей» автор – Гала Узрютова; «Один билет до Марса» автор – Саш Тюжин.

 

Абсурд и Жиза

Как же сильно ошибаются те, кто думает, будто читка пьесы в театре - это что-то нудное и скучное. Что  озвучивание роли с листа как-то освобождает актеров от игры. Наоборот, ничто больше не отвлекает зрителя от героев, ни декорации, ни музыка, ни костюмы, остаётся только содержание. Поэтому, роль артиста в действе становится даже ярче. Тут уже активно подключается воображение зрителей - это мною испытано лично. Так что впечатления от читок - это отдельный жанр, если хотите. Интересно в проекте и то, что можно сразу обсудить увиденное с компетентными, неравнодушными людьми. В ходе горячих заявлений, кто-то даже заметил, что читка пьесы помогает лучше познакомиться с произведением, чем эскиз. Да, на постановку идёт много сил, времени, но материал все же отходит на задний план. И опять же, воображение. За ролевым озвучиванием авторского текста разворачиваются целые миры, и раздвигаются границы. Если они вообще, имеются. Многие из нас, например, помнят, что фантазия подростка безгранична? Почему подростка? А именно его мир буквально оживил в пьесе Один билет до Марса мою фантазию.  Меня взволновало в пьесе все: от эмоций детей на мелодии Джо Дассена, до воспоминаний бабушки, поднявшей в одиночку маму героя. Гибель отца-космонавта, новое чувство матери-хореографа, в целом,  проблема разрушения и создания семьи. Из современных вопросов: заработок в интернете, способность к самопожертвованию и принятию взрослых решений. Десятилетний герой пьесы сам по ходу действия пишет фантастический роман о поисках своего отца в далёком космосе. Так что не сразу понятно, что более реально, его воображение или жизнь. Он неустанно зарабатывает деньги под видом взрослого, и готовится пойти по стопам родителя. Но ради душевного спокойствия мамы не колеблясь отдает все накопленное отчиму, чтобы спасти его от расправы бандитов. Все происходит без пафоса, и напряжения, щедро приправлено молодежным сленгом, в котором отражается настоящая Жиза.

Один год людей - полярное произведение. Здесь напряжение в отношениях пары к финалу оказывается искусственным. Депрессивный диалог между девушкой и молодым человеком заставляет сопереживать, но он только в воображении зрителей, навеян инсталляцией художника. А пара - лишь манекены. Какие-то вандалы из нескольких сюжетов в итоге щадят только самый счастливый, где влюбленный отдыхают на ласковом побережье. Все, что связано с прозой и бытом безжалостно растоптано. Эта пьеса очень неоднозначна, но по-своему интересна.

В обеих есть потенциал и возможности для режиссерских находок. Фестиваль этой осенью обещает стать настоящим событием и открыть много новых имён.

На читках побывала Ирина Швед

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page