В минувшее воскресенье все те, кому посчастливилось прийти на концерт "Звезды Винила" в ДК "Орбита" доподлинно узнали, какой "Лучший город Земли" - Иркутск, конечно! Сначала выступил солист рекордного количества ВИА Владимир Куклин, он пел о планете любви и любви взаимной, черном коте, хождении по шпалам, гулял периодически по залу и каждую его песню с готовностью подхватывали верные поклонники жанра. Как пошутил затем Михаил Долотов, в Иркутске выступил Куклин и сводный хор. На это Владимир ответил, что Михаил - солист лучших ВИА, а это, конечно, - "Песняры".
Песня "Сказочный город" в исполнении Миши тоже была посвящена Иркутску, а все остальные - женщинам.
Виктория Блынская и Александр Филаткин, представители "Лейся, песня!", прокатили всех на поезде любви. От них все узнали, что песни могут жить так долго, пока их будут любить. Они вспоминали о том, как записывали песню "Букет белой черемухи", совместно с величайшей исполнительницей советской эстрады Анной Герман в 1977 году. Признались, что, наряду с маршем Мендельсона, в ЗАГС-ах когда-то звучала песня "Обручальное кольцо". Буквально перед окончанием концерта, Вика с Сашей коротенько отрепетировали с залом песню "Синий иней". И финальной композицией в полном, то есть смешанном составе стала песня "Мы желаем счастья вам"! Ну, а до всей этой лавины шедевров музыкальной культуры мы подробно поговорили с Володей (Куклиным) о прошлом, настоящем и будущем жанра ВИА (ФОТО: Олеся Калугина).
- Владимир, расскажите, в чем феномен ВИА?
- В наше время вокально-инструментальный жанр был самым-самым! Везде работали танцплощадки и вся страна пела наши любимые хиты. На слуху были "Веселые ребята", "Песняры", "Лейся, песня", "Поющие сердца" - тогда все знали наши песни. А потом пришло другое время и другие группы, такие как "Мираж", "Руки вверх", "Кармен" - где я работал, кстати, тоже очень хорошая группа.
- Но теперь вы опять в строю!
- Да, когда труба снова нас позвала в бой, мы опять оказались на коне и очень счастливы, что все это - людям. Мы ведь любим эти песни всю жизнь. А это - чистота, надежда, любовь, свет, к которому мы все стремимся. Такие композиторы и поэты создавали эту музыку, как Расул Гамзатов, Роберт Рождественский, Михаил Танич, Давид Тухманов, слишком долго перечислять.. То есть, это люди высокообразованные, в первую очередь. Мы все, наше поколение, к чему-то стремились, перечитали всю классику, как и наши родители. У нас посыл был - в светлое будущее! Поэтому-то, когда этот виток настал, мы опять стали востребованы. Люди снова стали приходить на наши концерты. Стали нуждаться в таких песнях, как "Кто тебе сказал?" Леонида Дербенева, "Для меня нет тебя прекрасней" Юрия Антонова и "Как прекрасен этот мир" Давида Тухманова. Такие песни согревают и дают надежду.
- За ними будущее, как вы считаете?
- Не уверен. Слава Богу, что мы вписываемся в современную модель общества, потому что интернет быстро ведет все в пропасть: и молодежь, и все на свете! Но без него тоже не обойдешься, это мы тоже все прекрасно понимаем. По моему глубокому убеждению, это последний предел, когда песня называется "Какая к черту любовь?", и я даже произносить эти слова не могу, в церковь сразу бежать хочется. Ее Светлана Лобода поет. Если мы уже до такого докатились, это страшно!
- Но у нас же есть легендарные солисты ВИА!
- А если не мы, то кто будет нести свет, радость и надежду людям? А наш жанр именно это и несет. И счастье, что к нам приходит не только наше поколение, но и молодежь. Наши песни звучат еще на радио, телевидении - они все слышат. Дима Маликов недавно перепел "Кто тебе сказал?", а первыми били мы, "Поющие сердца". В 1973 году Леонид принес эту песню на нашу базу и мы ее спели. Потом уже ее стала петь "Лейся, песня" и все - песня пошла в народ! И вот, на новом витке ее перепел Дима. Та молодежь, которая сейчас начинает петь, уже хорошо знает эту песню, ее поют с новым аранжировками и другим звуком.
- Наверное, это грустно?
- Нет. Это естественно, все ведь меняется. Мы счастливы тем, что пришел полный зал, как нам сейчас сказали. Тем, что мы несем любовь, потому что это вовсе не "Какая к черту любовь?"! Ведь все уже несутся в тар-тарары! Весело, с гиканьем, сами того не понимая! А мы пытаемся вытащить их оттуда за волосы и поем эти красивые песни: "Как прекрасен этот мир!", потому что мир на самом деле, прекрасен! И что нам еще им рассказывать, если они даже в школе другую программу изучают? Но тем, кто приходит на наши концерты мы хотя бы несем свет, надежду, любовь настоящую!
- Расскажите, какая она?
- Мы пережили то время, когда любовь, это... Чтобы через три месяца девушку за ручку взять - это уже было счастье! В кино ходили, и стеснялись даже за ручку спутницу взять. А уж поцеловать! Это, наверное, только на второй год.
- Говорят, это была эпоха романтиков?
- Конечно! И эти песни тоже не просто с неба свалились. Настоящий переворот в музыке сделали The Beatles. Эта была огромная волна по всему миру! Все тогда устали от замшелой, старинной музыки, которая везде звучала, а их музыка была, как свежее дыхание, и, казалось, что так теперь всегда и будет. Но The Beatles, к сожалению, уже забывают.
- Теперь это классика, забвение группе не грозит.
- Я бы тоже не хотел в это верить, но молодежь сейчас все больше читает рэп. А я бы лично, посоветовал им сходить в церковь в воскресенье. Потому что батюшка там читает лучше, понятнее и надежнее, потому что батюшка образованный человек, просветленный.
- Неужели все так плохо?
- Мода меняется. Это сейчас вся страна читает рэп. Мы с Сашей Филаткиным шутили, что мы лет через пять приедем в этот зал и будем здесь читать рэп, а куда деваться? Современные тенденции!
- Наверное, есть и что-то хорошее?
- Конечно! Сегодняшнее время имеет много плюсов. Когда мы начинали, я играл на самодельной бас гитаре, звук у нее был ужасный! А сейчас есть такие классные фонограммы! Люди ездят в Америку и Англию сводить свою фонограмму, теперь есть такая возможность. А в наше время, было хорошо, если у ансамбля была аппаратура Биг, Тесла или советская Вермона, тогда вся она возилась с собой - это для нас было счастье! Вся страна гитары пилила, просто жила в этом порыве, и мы пилили эти гитары. И я играл на ней не хуже, чем ребята прибалтийской "Магнетик бэнд", мы вместе работали одно время. Я тогда еще учился вокалу в Гнессинке и уже играл в группе. Что было, когда басист приходил с японской бас гитарой фирменной! Это же все мы прошли. Это сейчас многие думают, да что такое музыка! А когда мы на гастроли раньше приезжали, то возили два контейнера аппаратуры, чтобы озвучить ваш зал. А вот буквально вчера мы выступали в Ангарске, там был такой звук! Сейчас все перевернулось, можно по-другому получить классный звук, стало приятно работать.
- Сегодня в вашем жанре работают современные группы?
- В Москве кавер-группы очень популярны, их везде приглашают. Они перепевают наши песни, так что направление не останавливается, слава Богу! Но когда вы смотрите по телевизору все эти программы - там все больше на иностранных языках. Мы в свое время тоже на них пели. Я за границей работал 6 лет. Пел и на английском, а еще французском, итальянском много песен. У нас же такое время было, когда было все закрыто.
Сейчас интернет все открыл, и хочешь - слушаешь этого певца. Это раньше все было в одном порыве, выступает Lake & Palmer
и вся страна это смотрит. А сейчас ты имеешь выбор и песня приняла больше оформительское значение. Например, песня "Мамо", исполненная на Евровидении, никому не понравилась, набрала мало баллов. Но первое место в конкурсе заняло выступление с каким-то бассейном сверху. Первое место в мире дали только за оформление! То есть сейчас все превращается в бизнес, в шоу-бизнес. Сам Артист - это фигура внутри, а вокруг целый конгломерат, большая толпа народу.
- Кавер-группы популярны, а, наоборот, что-нибудь современное перепеть не хотелось?
- В принципе, мы все слышим, все эти песни: "Остановите, Вите надо выйти", и "Мальчик, подай воланчик!". Но спеть что-то подобное желание не возникало. Однако, есть классный элемент современный, и это 100% - очень хорошие аранжировки. В наше время этого и близко не было. Поэтому, у нас играли живые дудки. Сейчас такого нигде нет. У нас 17 человек приезжали на гастроли. А сейчас на клавиши можно нажать и будут работать такие программы, что заменяют все звуки на очень похожие. Семплерные звуки - и как клавиши играют, и как дудки. Но это же все веянье времени. Раньше и барабанщиков машиной заменяли. Но это же просто невозможно! Барабанщик - это мотор, который создает и ритм, и настроение, и вообще все!
- Это увлечение наверняка быстро пройдет.
- Времена меняются, а время жестоко обращается с музыкантами тоже. Куда деваться? Это же коммерция, бизнес, что все сметает на своем пути. Нас не спрашивают, нравится нам это или нет. Нас позвали сегодня выступать, и мы счастливы!
- На нашу музыку сегодня все еще сильно влияние зарубежной?
- Мы за ними идем. У них это все уже было, а мы за ними только-только поспеваем. Об этом все знают: и звуки, и направления музыкальные - все оттуда. Я даже удивляюсь: их песня прозвучала, а кто-то спел, как тот англичанин, просто слова перевели, а остальное оставили и это уже наша песня, вся страна ее поет.
- Иностранная музыка вам тоже близка?
- Мне, например, очень итальянская музыка нравится, но не только. Я просто помню то время, когда к нам даже польские "Скальды" приезжали. Мы тогда жили за занавесом, а они нет. Если у кого-то появлялась иностранная пластинка, мы все ее переписывали - это было событие! А поляки, венгры - это был социалистической лагерь, у них все было открыто. Захотел гитару или ноты The Beatles, пошел и купил. А мы все сами делали или доставали, у нас все это было сложно.
- Ну, теперь-то таких проблем нет.
- Сейчас все открыто, но произошел огромный провал в нашем жанре. Вокально-инструментальный жанр предполагает петь и играть, мы все играли на чем-то. Сейчас чаще музыканты выступают под фанеру или только поют. Все поменялось.
- У многих коллективов сейчас солисты сами играют и поют.
- Да, Григорий Лепс барабанщик великолепный, Игорь Саруханов всю жизнь на гитаре очень здорово играл. Фил Колинз тоже здорово на барабане умеет играть.
- Но чисто ВИА теперь нет?
- Сейчас практически не играют в группах, а даже если и играют, то используют все современные возможности, они сейчас на столько огромные, добавилось много семплерных, VST- звуков, похожих на настоящие. Плюс аранжировки - это вообще другие звуки. Я бы мог еще долго об этом говорить, но, к сожалению, время на беседу вышло. Пять минут, две минуты, одна минута - я пошел на сцену!